Определение и оценка функций педагога-продюсера для подготовки экономистов в современных условиях цифровизации системы образования
2 Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа – вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации.
Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
экономическое образование; школа; вуз; педагогические функции; педагог-продюсер; педагогическое продюсирование; коммуникативная культура; цифровизация; коллективная деятельность; искусственный интеллект
- Billon M., Lera-Lopez F., Marco R. Differences in digitalization levels: a multivariate analysis studying the global digital divide // Review of World Economics. – 2010. – Vol. 146. – P. 39–73. DOI: https://doi.org/10.1007/s10290-009-0045-y
- Chimalakonda S., Nori K. V. A family of software product lines in educational technologies // Computing. – 2020. – Vol. 102 (8). – P. 1765–1792. DOI: https://doi.org/10.1007/s00607-019-00772-x
- Engin A. The cognitive ability and working memory framework: Interpreting cognitive reflection test results in the domain of the cognitive experiential theory // Central European Journal of Operations Research. – 2021. – Vol. 29 (1). – P. 227–245. DOI: https://doi.org/10.1007/s10100-020-00721-6
- Frolova E. V., Rogach O. V., Kuleshov S. M., Shikhgafizov P. S. Digitalization of higher education: new trends and the factors that are associated students' grades // European Journal of Contemporary Education. – 2022. – Vol. 11 (1). – P. 59–69. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2022.59 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49243983
- Hurajova A., Kollarova D., Huraj L. Trends in education during the pandemic: modern online technologies as a tool for the sustainability of university education in the field of media and communication studies // Heliyon. – 2022. – Vol. 8 (5). – P. e09367. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09367
- Karumbaiah S., Ocumpaugh J., Baker R. S. Context Matters: Differing Implications of Motivation and Help-Seeking in Educational Technology // Artificial Intelligence in Education. – 2022. – Vol. 32 (3). – P. 685–724. DOI: https://doi.org/10.1007/s40593-021-00272-0
- Kowalczuk Z., Czubenko M. Cognitive motivations and foundations for building intelligent decision-making systems // Artificial Intelligence in Education. – 2022. – Vol. 56 (4). – P. 3445–3472. DOI: https://doi.org/10.1007/s10462-022-10255-9
- Madani Y., Ezzikouri H., Erritali M., Hssina B. Finding optimal pedagogical content in an adaptive e-learning platform using a new recommendation approach and reinforcement learning // Journal of Ambient Intelligence and Humanized Computing. – 2020. – Vol. 11 (10). – P. 3921–3936. DOI: https://doi.org/10.1007/s12652-019-01627-1
- Marone V., Heinsfeld B. D. “Everyone pursuing their dreams”. Google’s and Microsoft’s discourse one educational technology // Computers and Education Open. – 2023. – Vol. 4. 100138. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2023.100138
10. Novak E., McDaniel K., Li J. Factors that impact student frustration in digital learning environments // Computers and Education Open. – 2023. – Vol. 5. – P. 100153. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2023.100153
11. Ronzhina N., Kondyurina I., Voronina A., Igishev K., Loginova N. Digitalization of modern education: problems and solutions // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2021. – Vol. 16 (4), pp. 122–135. DOI: https://doi.org/10.3991/ijet.v16i04.18203 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46807178
12. Ullah M. S., Hoque Md. R., Aziz M. A., Islam M. Analyzing students e-learning usage and post-usage outcomes in higher education // Computers and Education Open. – 2023. – Vol. 5. – P. 100146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2023.100146
13. Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – P. 65. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30673 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45687515
14. Иванченко И. С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования // Science for Education Today. – 2023. – № 4. – С. 170–194. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.08 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54390178
15. Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Роль педагога в цифровом мире образования // Нижегородское образование. – 2019. – № 2. – C. 34–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38979358
16. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И. Неравенства в образовании и перспективы цифрового обучения в оценках студентов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 62. – С. 29–39. DOI: https://doi.org/10.17223/1998863Х/62/3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46673595
17. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С., Нгуен Е. Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 1. – С. 156–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44609924
18. Рахметов А. Т. Основные функции педагогической деятельности педагога-продюсера // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 1. – С. 153–154. URL: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32542652
19. Рахметов А. Т. Психолого-педагогические позиции продюсерской деятельности педагога-продюсера в вузах // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2. – С. 264–265. URL: https://elibrary.ru/ite m.asp?id=34904382
20. Ронжина Н. В. Обучающаяся личность в мире цифровизации и (или) гуманизации образования // Ноосферные исследования. – 2020. – № 3. – С. 69–75. DOI: https://doi.org/10.46726/NOOS.2020.3.69-75 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44431948
21. Шульга И. И. Особенности профессиональной деятельности учителя в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6, № 3. – С. 216–221. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-3-216-221 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49521966