Воспитание гражданских ценностных ориентаций современной молодежи: оценка влияния специально организованной художественной практики международного пленэра
2 Учреждение образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема патриотического воспитания современной молодежи. Цель – выявление и обоснование особенностей влияния специально организованной художественной практики международного пленэра на формирование гражданских ценностных ориентаций современной молодежи.
Методология. Исследование основывается на аксиологическом и личностно ориентированном подходах. Основным методом избран теоретический (анализ нормативных документов и литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, сравнение, обобщение и интерпретация данных). Кроме того, при работе с материалами статьи использовался практический метод (выполнение студентами поисковых и кратковременно-тренировочных упражнений, а также длительно-творческих композиций). Анализируемый нами проект Международного студенческого конкурса художественного творчества «Без границ» представляет собой новый формат онлайн-конкурса профессионального мастерства для студентов художественно-творческих профилей партнерских педагогических вузов.
Результаты. В статье анализируются результаты международного проекта по патриотическому воспитанию и формированию гражданских ценностных ориентаций современного студенчества, реализованного в рамках сотрудничества педагогических вузов Республики Беларусь и России. Проведенное авторами исследование убедительно доказывает, что именно пленэр является эффективной средой формирования не только художественно-творческих навыков, но и гражданских ценностных ориентаций современного студенчества, а также их готовности к организации патриотического воспитания в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования делается вывод о специфике влияния специально организованной художественной практики международного пленэра на формирование гражданских ценностных ориентаций современного студенчества.
гражданские ценностные ориентации; художественная практика; международный пленэр; художественное образование; студенческий конкурс; индивидуальный образовательный маршрут; выставочная деятельность
- Curren R., Dorn C. Patriotic Education in a Global Age: A brief introduction // Journal of Social Philosophy. – 2021. – Vol. 52 (3). – P. 377–382. DOI: https://doi.org/10.1111/josp.12429 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/josp.12429
- MacMullen I. The perils of educating for virtuous patriotism // Journal of Social Philosophy. – 2021. – Vol. 52 (3). – P. 403–409. DOI: https://doi.org/10.1111/josp.12406 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/josp.12406
- Costa M. V. Education for Civic Virtue or Patriotism? // Journal of Social Philosophy. – 2020. – Vol. 52 (3). – P. 383–392. DOI: https://doi.org/10.1111/josp.12364 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/josp.12364
- Chen H.-L., Yohannes A., Hung N.-L. Effects of escape room game-based civics education on junior high school students' learning motivation, critical thinking and flow experience // British Journal of Educational Technology. – 2024. – Vol. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13519 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13519
- Diez Ojeda M., Queiruga‐Dios M., Queiruga‐Dios M. Á. Changing Spanish preservice teachers’ environmental attitudes with a citizen science program integrated in Environmental Education subject // European Journal of Education. – 2024. – Vol. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12746 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13519
- Mubushar M., Cerchione R., Rasool S., Centobelli P., Morelli M. The effect of corporate social responsibility on customer engagement and citizenship behavior // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. – 2024. – Vol. DOI: https://doi.org/10.1002/csr.2960 DOI: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/csr.2960
- Miron E., Erez M., Naveh E. Do Personal Characteristics and Cultural Values That Promote Innovation, Quality, and Efficiency Compete or Complement Each Other? // Journal of Organizational Behavior. – 2004. – Vol. 25 (2). – P. 175–199. DOI: https://doi.org/10.1002/job.237
- Thabit S., Sancino A., Mora L. Strategic public value(s) governance: A systematic literature review and framework for analysis // Public Administration Review. – 2024. – Vol. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.13877 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/puar.13877
- Васильева С. В., Микляева А. В. Социально-психологические предпосылки конструктивного патриотизма подростков и молодежи: систематический обзор эмпирических исследований // Science for Education Today. – 2024. – № 1. – С. 55–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2401.03
10.Суслов М. Г. Государство как организатор патриотического воспитания и как ценность для патриотического воспитания // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. – 2021. – № 3 (3). – С. 143–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46283835
11.Королева Е. В., Денисов Н. Г. Художественное образование в системе культурной политики современной России // Вестник Краснодарского государственного института культуры. – 2022. – № 2. – С. 23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49797318
12.Дейч Б. А., Чельцов М. В., Кошман Н. В. Патриотическое воспитание молодежи: исследование эффективности современной практики // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 4. – С. 23–33. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2104.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46520083
13.Домбровская И. И., Фесенко О. П. Воспитание гражданина как основа патриотического воспитания в России: историко-теоретический аспект // Наука и военная безопасность. – 2023. – № 1. – С. 98–105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50494194
14.Грибан И. В. Развитие поискового движения как направление молодежной политики в современной России // Историко-педагогические чтения. – 2018. – № 22. – С. 16–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32717438
15.Дьяченко Н. В. Развитие патриотизма в России: воспитательное измерение // Культура и безопасность. – 2023. – № 1. – С. 31–41. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=50513713
16.Изотова И. А., Кузнецова А. А., Макаренкова Е.В., Скородумов А. А. Военно-исторические памятники и уличные городские скульптуры военной и исторической тематики как важные ресурсы патриотического воспитания и факторы мотивации к самостоятельному изучению истории нашей страны // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. – 2023. – № 2. – С. 15–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53870296
17.Половецкий С. Д. Педагогическое наследие А. С. Макаренко и военно-патриотическое воспитание молодого поколения // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 3. – С. 66–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35129240
18.Савотина Н. А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания // Педагогика. – 2016. – № 6. – С. 3–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26535245
19.Спирина В. И., Белоус Ю. А., Спирина М. Л., Белоус О. В. Оценка социальных и личностных проявлений подростков, увлеченных молодежной субкультурой // Science for Education Today. – 2024. – № 4. – С. 171–189. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.08
20.Ильмушкин Г. М., Пискунов А. В. Сущностная характеристика воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 175–179. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38052 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42918777
21.Коновалова О. В., Шерстяных А. С. Современные тенденции и перспективы совершенствования патриотического воспитания в вузах системы МВД России в начале ХХI века // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 4. – С. 105–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46546251
22.Цин Хэ, Белоусова С. С., Коротаева Е. В. К вопросам патриотического воспитания детей в детских садах России и Китая // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 170–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29861635
23.Будина М. А., Ханова Т. Г. Реализация патриотического воспитания дошкольников в рамках кружковой работы // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 5. – С. 6–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48681340
24.Панин Д. Ю. Нетрадиционные технологии и приемы воспитания патриотизма, гражданственности, уважения прав человека у обучающихся в кадетских классах // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14, № 1. – С. 140–149. DOI: https://doi.org/10.7442/2071-9620-2022-14-1-140-149 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48226493
25.Ватник Н. С., Соза Л. Н. Патриотическое воспитание студентов педагогических специальностей средствами регионоведческой дисциплины (на материалах курса "история и культура Подмосковья") // Педагогическое образование и наука. – 2022. – № 2. – С. 12–15. DOI: https://doi.org/10.56163/2072-2524-2022-2-12-16 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49240835
26.Агузаров А. В. Опыт патриотического воспитания студентов // Вестник Политеха. – 2022. – № 5. – С. 37-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50367104
27.Березина Т. Ю., Фёдорова О. А. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством включения их в проектную деятельность // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 95–102. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.11 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45732224
28.Дейч Б. А., Чельцов М. В. Мероприятия гражданско-патриотической направленности как форма патриотического воспитания: оценка результативности // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 22–32. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1906.02 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41670744
29.Пирязева Е. Н. Воспитание ценностных ориентаций младших школьников средствами педагогики искусства // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 3, № 7. – С. 43–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49409429
30.Тан Д. Опыт восприятия городского пространства в развитии художественного видения студентов вузов // Научное мнение. – 2023. – № 6. – С. 97–103. DOI: https://doi.org/10.25807/22224378_2023_6_97 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54084073
31.Кучеревская М. О. Городские культурно-творческие проекты как условие развития непрерывного художественного образования в системе «дополнительное образование - вуз» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2024. – № 3. – С. 107–115. DOI: https://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-107-115 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67317338
32.Шаляпин О. В., Соколов М. В., Кравченко К. А. Современные подходы к обучению художественным и прикладным дисциплинам в вузах // Образование от А до Я. – 2022. – № 1. – С. 65–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49862168
33.Киричек А. В., Ходикова Н. А. Технологии косвенного влияния в патриотическом воспитании обучающихся вузов России // Культура и безопасность. – 2023. – № 3. – С. 73–81. DOI: https://doi.org/10.25257/KB.2023.3.73-81 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54716546
34.Шинкова С. С. Гражданские, личностные и профессиональные ценностные ориентации современных студентов // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2024. – № 2. – С. 36–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67945825