Методологические и технологические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к решению проблемы исторического просвещения младших школьников во взаимосвязи с формированием исторической памяти
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей к историческому просвещению и формированию у младших школьников исторической памяти. Цель статьи – выявить методологические и технологические аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к решению проблемы исторического просвещения младших школьников во взаимосвязи с формированием исторической памяти.
Методология. В качестве методологической основы исследования выступает ценностно-смысловой подход. Использовались следующие исследовательские методы: метод опроса, метод незаконченного предложения, статистические методы и контент-анализ.
Результаты. Авторы обобщили теоретические исследования по проблеме, выявили уровень осведомленности будущих педагогов об исторических событиях страны, обосновали необходимость применения ценностно-смыслового подхода в процессе подготовки студентов к историческому просвещению младших школьников во взаимосвязи с формированием исторической памяти, предложили способы подготовки студентов к осуществлению исторического просвещения.
Заключение. Авторами сделаны выводы о том, что подготовку будущих учителей к историческому просвещению во взаимосвязи с формированием исторической памяти у обучающихся необходимо осуществлять на основе ценностно-смыслового подхода. Основу готовности к реализации данного процесса составляет высокий уровень осведомленности педагогов об истории страны, а также осмысление ими и применение в практической деятельности механизма исторического просвещения во взаимосвязи с формированием исторической памяти.
личностные ценности; личностный смысл; ценностно-смысловой подход; воспитание личности; смыслообразование; историческое просвещение; историческая память; формирование исторической памяти
- Аликин П. С., Мухина А. Л. К проблеме соотношения «культурной» и «исторической» памяти // Социальные и гуманитарные науки. – 2017. – № 1. – С. 154–159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35110392
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Воспитание культуры исторической памяти и Календарь образовательных событий в социокультурном пространстве развивающегося общества // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2021. – № 2. – С. 66–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46112193
- Капитонова Т. А. Исследования исторической памяти как трансдисциплинарный проект // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Сер.: Гуманитарные науки. – 2019. – № 4. – С. 136–142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41227707
- Нуркова В. В. История как личный опыт // Историческая психология и социология истории. – 2009. – Т. 2, № 1. – С. 5–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15170792
- Репина Л. П. Память и наследие в «крестовой походе» против истории, или рождение «мемориальной парадигмы» // Уральский исторический вестник. – 2021. – № 2. – С. 6–16. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2021-2(71)-6-16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45796392
- Воденко К. В., Иванченко О. С., Тихоновскова М. П., Лабадзе О. Е. Роль ресурса исторической памяти в формировании гражданской идентичности и обеспечении культурной безопасности молодёжи Юга России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2021. – Т. 14, № 5. – С. 6–20. DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-5-6-20 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46714170
- Сикевич З. В. Опыт применения процедуры неоконченных предложений в социологическом исследовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – № 4. – С. 317–328. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2019.402 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41490375
- Тощенко Ж. Т. Что происходит с исторической памятью о Великой Отечественной Войне? // Социологические исследования. – 2020. – № 5. – С. 18–22. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250009419-3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43011796
- Фадеев П. В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. – 2021. – Т. 12, № 2. – C. 36–54. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.2.710. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46246416
10.Apaydin V. The interlinkage of cultural memory, heritage and discourses of construction, transformation and destruction // Critical perspectives on cultural memory and heritage. – 2020. – P. 13–30. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctv13xpsfp URL: https://muse.jhu.edu/book/81892/
11.Diyakova L. Historical memory and political polarization in Chile // Latinskaia Amerika. – 2019. – Vol. 12. – P. 61–73. DOI: https://doi.org/10.31857/S0044748X0007341-4 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41501222
12.Guerrero-Romera C., Perez-Ortiz A. L. The training needs of in-service teachers for the teaching of historical thinking skills in compulsory secondary education and the baccalaureate level // Frontiers in Education. – 2022. – Vol. 7. – P. 934–646. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2022.934646
13.Hagen J. Places of memory, historic preservation, and place attachment in Nazi Germany // The Power of Place in Place Attachment. – Routledge, 2023. – P. 147–170. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003367383-9 URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781003367383-9/places-memory-historic-preservation-place-attachment-nazi-germany-joshua-hagen
14.Kropman M., van Drie J., Van Boxtel C. The influence of multiperspectivity in history texts on students’ representations of a historical event // European Journal of Psychology of Education. – 2022. – Vol. 38 (6). – P. 1295–1315. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212-022-00644-7
15.Laksana K. Promoting Historical Thinking for Pre-Service Social Studies Teachers: A Case Study from Thailand // International Journal of Curriculum and Instruction. – 2020. – Vol. 12 (2). – P. 12–24. URL: https://ijci.globets.org/index.php/IJCI/article/view/369
16.Liu X., Pan Y., Han Y. Constructing cultural space and telling cultural stories: A case study of regional cultural heritage preservation in Shichahai, Beijing // Aslib Journal of Information Management. – 2024. – Vol. 76 (4). – P. 585–612. DOI: https://doi.org/10.1108/AJIM-05-2022-0256
17.Madin Z., Aizhana A., Nurgul S., Alma Y., Nursultan S., Al Ayub Ahmed A., Mengesha. Education Research International. – 2022. – Vol. 1. – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/8789773
18.Perikleous L. Because They Believed': Students' Ideas of Historical Empathy in Greek Cypriot Primary Education // History Education Research Journal. – 2019. – Vol. 16 (2). – P. 195–208. DOI: https://doi.org/10.18546/HERJ.16.2.04
19.Popa N. Operationalizing historical consciousness: A review and synthesis of the literature on meaning making in historical learning // Review of Educational Research. – 2022. – Vol. 92 (2). – P. 171–208. DOI: https://doi.org/10.3102/00346543211052333
20.Samiah S., Syaharuddin S., Mutiani M. The Contribution of Historical Science in Social Studies Teaching Materials in The Junior High School // The Innovation of Social Studies Journal. – 2021. – Vol. 2 (2). – P. 159–168. DOI: https://doi.org/10.20527/iis.v2i2.3048
21.Tirado-Olivares S., Cózar-Gutiérrez R., López-Fernández C., González-Calero J. A. Training future primary teachers in historical thinking through error-based learning and learning analytics // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – Vol. 10 (1). – P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1057/s41599-023-01537-w