Специфика комплексной диагностики психологического насилия: оценка последствий для развития детей младшего школьного возраста
2 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева
3 Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К.Аммосова
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема использования различных диагностических методик для выявления психологического насилия над детьми младшего школьного возраста и жестокого обращения с ними. Цель исследования заключается в определении эффективности использования комплекса диагностических методик для выявления психологического насилия над детьми младшего школьного возраста для оценки его последствий.
Методология. Методологической основой исследования стал комплексный подход, который основан на всеобщей связи явлений, необходимости всестороннего изучения объекта исследования.
Теоретическая база исследования представлена обширной психологической литературой, отечественными и зарубежными монографиями, исследованиями по указанной проблеме, опубликованными в периодических изданиях, справочной литературой, которые основаны на положениях таких авторов, как З. Фрейд, Э. Крепелин, Г. Селье, М. М. Решетников, Д. Калшед и др.
Основой эмпирического исследования стали формализованные методы диагностики «Шкала личностной тревожности» (А. Н. Прихожан), «Незаконченные предложения» (в модификации Е. Н. Волковой), «Рисунок семьи» (Л. Корман). Для обработки полученных данных применен метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Диагностическая работа проведена в течение 2023/24 учебного года среди учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы города Якутска. Выборка состояла из детей 10–11 лет (N = 60). Исследование проводилось в групповой форме с согласия одного из родителей (N = 60) и классных руководителей (N = 2).
Результаты. Авторы, обобщив теоретическую литературу, отмечают, что выявление признаков психологического насилия над детьми младшего школьного возраста недостаточно четко диагностируется в связи с их возрастными особенностями (скрытность, малая осведомленность о психологическом насилии и т. д.).
Обосновав эффективность комплекса диагностических методов для выявления психологического насилия над детьми младшего школьного возраста и жестокого обращения с ними, авторы установили, что у восьми детей младшего школьного возраста обнаружены повышенные отрицательные оценки уровня тревожности (N = 8), представления о насилии и деструктивных внутрисемейных отношениях, что дает подтверждение наличия признаков психологического насилия и жестокого обращения в жизнедеятельности данных респондентов. Авторами подчеркивается, что данные последствия могут усугубляться, если психологическое насилие и жестокое обращение имеет долгосрочный характер, и может привести к серьезным последствиям в развитии обучающегося начальной школы, таким как снижение успеваемости, ухудшение отношения со сверстниками, нарушение социальной адаптации и отсутствие мотивации к обучению.
Заключение. Представленный авторами комплекс методик по выявлению психологического насилия над детьми младшего школьного возраста показал свою эффективность в практике и рекомендуется к использованию как ключевой инструмент по выявлению психологического насилия в работе педагога-психолога в школе.
младший школьник; школьный возраст; психологическое насилие; рисунок семьи; уровень тревожности; личностная тревожность; посттравматические стрессовые расстройства; возрастные особенности; диагностика уровня тревожности
- Caro Osorio P., Turner W., Caldwell D. M., Macdonald G. M. Comparative effectiveness of psychological interventions for treating the psychological consequences of sexual abuse in children and adolescents: a network meta‐analysis // Cochrane Database of Systematic Reviews. – 2023. – Vol. 6. – P. 1–45. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD013361
- Castro A. Disruptive irritability & family dysfunction correlation: analysis through family drawings // European Psychiatry. – 2023. – Vol. 66 (S1). – P. S715. DOI: https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2023.1497
- Doroudchi A., Zarenezhad M., Hosseininezhad H. Psychological complications of the children exposed to domestic violence: a systematic review // Egyptian Journal of Forensic Sciences. – 2023. – Vol. 13 (1). – P. 26–40. DOI: https://doi.org/10.1186/s41935-023-00343-4
- Ejim J. P. An in-depth investigation of the widespread effects of child abuse on development and wellbeing // Newport International Journal of Current Issues in Arts and Management. – 2024. – Vol. 4 (1). – P. 4–7. DOI: https://doi.org/10.59298/NIJCIAM/2024/4.1.4723
- Gennari M., Tamanza G. The Conjoint Family Drawing: A Tool to Explore Family Relationships // Frontiers in Psychology. – 2022. – Vol. 13. – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.884686
- Gesinde A. Gender and paternal psychological abuse on psychopathology symptoms among children and adolescents in Akwa Ibom State, Nigeria // Cogent Social Sciences. – 2020. – Vol. 6 (1). – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1080/23311886.2020.1783911
- Joleby M., Landström S., Lunde C., Jonsson L. S. Experiences and psychological health among children exposed to online child sexual abuse – a mixed methods study of court verdicts // Psychology, Crime & Law. – 2021. – Vol. 27 (2). – P. 159–181. DOI: https://doi.org/10.1080/1068316X.2020.1781120
- Kolev Ya. G. The child abuse in Bulgaria // Russian Journal of Forensic Medicine. – 2019. – Vol. 5 (3). – P. 4–10. DOI: https://doi.org/10.19048/2411-8729-2019-5-3-4-10
- Korkeila J. Organization of Community Psychiatric Services in Finland // Consortium Psychiatricum. – 2021. – Vol. 2 (1). – P. 55–64. DOI: https://doi.org/10.17816/CP64
10. Melinder A., Hagen M. A., Sandberg K. In the Best Interest of the Child: the Norwegian Approach to Child Protection // Internet Journal on Child Malt. – 2021. – Vol. 4 (3). – P. 209–230. DOI: https://doi.org/10.1007/s42448-021-00078-6
- 11. Nur L. F., Tyas R. W., Mintarti. Teacher’s Strategy in Preventing Acts of Violence Through the Child-Friendly School Program // Jurnal Pendidikan Sosiologi dan Humaniora. – 2023. – Vol. 14 (2). – P. 248–259. DOI: https://doi.org/10.26418/j-psh.v14i2.66532
- 12. Özer Hazal P., Abakli İ., Merve P. Knowledge and experience of pediatricians and pedodontists in identifying and managing child abuse and neglect cases // Medicine. – 2024. – Vol. 103 (12). – P. e37548. DOI: https://doi.org/10.1097/MD.0000000000037548
- 13. Simmons C., Meiser-Stedman R., Baily H., Beazley P. A meta-analysis of dropout from evidence-based psychological treatment for post-traumatic stress disorder (PTSD) in children and young people // European Journal of Psychotraumatology. – 2021. – Vol. 12 (1). – P. 1–20. DOI: https://doi.org/10.1080/20008198.2021.1947570
- 14. Wauthier L., Williams J. M. A qualitative study of children’s accounts of cruelty to animals: uncovering the roles of trauma, exposure to violence, and attachment // Journal of Interpersonal Violence. – 2022. – Vol. 37 (9–10). – P. 1–25. DOI: https://doi.org/10.1177/0886260520928640
- 15. Wuebken K., Bermpohl F., Boedeker K., Hindi Attar C., Kluczniok D., Schoofs N., Fuchs A., Neukel C., Herpertz S. C., Brunner R., Winter S. M., Kaess M., Jaite C., Dittrich K. The mediating role of attachment and anger: exploring the impact of maternal early-life maltreatment on child abuse potential // Frontiers in Psychiatry. – 2023. – Vol. 14. – P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyt.2023.1267038
- 16. Аксютина З. А., Удалова Т. Ю. Психологическое насилие родителей в отношении детей из-за школьной отметки // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2022. – № 1. – С. 50–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48200211
17. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 129–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42720553 DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-2-95-10
18. Ганузин В. М., Борохов Б. Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор) // Медицинская психология в России. – 2022. – № 1. – С. 1–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53814632 DOI: https://doi.org/10.1007/s10802-013-9847-4
19. Лолаева А. С., Худалова М. З. Влияние детской психологической травмы на взрослую жизнь // Психолог. – 2024. – № 2. – С. 33–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65673639 DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8701.2024.2.70417
20. Райкова К. А., Ефимов А. А., Курзин Л. М., Савенкова Е. Н., Алексеев Ю. Д., Ивахина С. А. Роль проективных методов психодиагностики в выявлении случаев домашнего насилия над детьми // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2016. – Т. 21, № 6. – С. 2314–2320. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27423108 DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0198-2016-21-6-2314-2320
21. Сушкова И. В., Красова Т. Д., Чуйкова Ж. В., Емельянова И. Д. Опасности для детей в современном мире: опрос педагогов и родителей // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 2. – С. 23–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52657595 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.2
22. Шишкина К. И., Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В. Социально-психологические факторы и условия превенции буллинга в начальной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 4. – С. 218–231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47565060 DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2021.42.61.013