Организационно-педагогическая модель развития интеллектуально-инновационного потенциала будущих специалистов: содержание и эффективность реализации
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования интеллектуально-инновационного потенциала будущих инженеров в условиях современного образовательного процесса вуза. Цель статьи – выявить и обосновать содержание и эффективность реализации организационно-педагогической модели формирования и развития интеллектуально-инновационного потенциала будущих специалистов.
Методология. Методологической основой исследования являются системный, личностный, деятельностный и нейропедагогический подходы, позволяющие выявить ключевые аспекты формирования интеллектуально-инновационного потенциала личности. В ходе исследования использовались методы педагогического наблюдения, осуществлялся мониторинг динамики образовательной деятельности студентов, а также выполнен количественный анализ результатов анкетирования и тестирования студентов технического направления подготовки Национального исследовательского Томского политехнического университета.
Результаты. На основании теоретического анализа проблемы исследования выделен компонентный состав организационно-педагогической модели развития интеллектуально-инновационного потенциала будущих специалистов, включающий этапы реализации проектной деятельности, содержательный компонент и методологические приемы. Содержание компонентов модели демонстрирует важность комплексного подхода к формированию интеллектуально-инновационного потенциала будущих инженеров в условиях современной высшей школы.
Эффективность предложенной модели доказывается результатами сравнительного анализа контрольной и экспериментальной групп, расчетом критерия χ2, свидетельствующими о существенном росте уровня интеллектуально-инновационного потенциала в экспериментальной группе.
Полученные данные позволяют утверждать, что интеграция элементов нейропедагогики в организацию проектной деятельности значительно повышает готовность студентов к решению сложных научных и технологических задач, способствуя подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных современным рынком труда.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что реализованная в рамках образовательного процесса вуза организационно-педагогическая модель развития интеллектуально-инновационного потенциала будущих специалистов обеспечивает высокий уровень развития интеллектуально-инновационного потенциала и, как следствие, получение высоких образовательных результатов.
интеллектуально-инновационный потенциал; будущий инженер; проектная деятельность; принципы нейропедагогики; высокие образовательные результаты.
- Галушко М. В., Алабина Ю. Ю. Использование интеллектуального потенциала как условие инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 771–786. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41263345 DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.9.3.40878
- Прокопенко С. А., Грицкевич Т. И., Равочкин Н. Н., Дягилева А. В. Исследование сущности интеллектуально-инновационного потенциала горного инженера // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2020. – № 7. – С. 155–177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43162664 DOI: https://doi.org/10.25018/0236-1493-2020-7-0-155-177
- Солодихина А. А., Солодихина М. В. Разработка модели инновационной компетенции и ее апробация в курсе "техно-стартап" // Интеграция образования. – 2023. – Т. 27, № 2. – С. 289–308. URL: https://edumag.mrsu.ru/content/pdf/23-2/07.pdf URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54044144 DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.289-308
- Никитина О. А., Никитина А. Р. Эмоциональный интеллект: понятие, структура, генезис // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2024. – № 3. – С. 58–63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=73524298 DOI: https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-3-58-63
- Хухлаев О. Е., Гриценко В. В., Дагбаева С. Б., Константинов В. В., Корниенко Т. В., Кулеш Е. В., Тудупова Т. Ц. Межкультурная компетентность и эффективность межкультурного взаимодействия // Экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15, № 1. – С. 88–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48546532 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150106
- Berqat, Setinawati, Basrowi. The role of educational management in enhancing innovation and problem-solving competencies for students towards global competitiveness: A literature review // Social Sciences & Humanities Open. – 2025. – Vol. 11. – P. 101280. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2025.101280
- Dečman N., Rep A. Digitalization in teaching economic disciplines: past, current and future perspectives // Business Systems Research. – 2022. – Vol. 13 (2). – P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.2478/bsrj-2022-0012
- Xu Y., Liu W. A project-based learning approach: a case study in China // Asia Pacific Educational Review. – 2010. – Vol. 11 (3). – P. 363–370. DOI: https://doi.org/10.1007/s12564-010-9093-1
- Lihui Xu. Innovative interdisciplinary models in engineering education: transforming practices across global universities // Engineering Education Review. – 2024. – Vol. 2 (3). – P. 129–144. DOI: https://doi.org/10.54844/eer.2024.0846
- Sahin A. The Role of Interdisciplinary Project-Based. In: STEM Education 2.0, pp. 93–103. Brill Publishers, Leiden, Netherlands (2019). DOI: https://doi.org/10.1163/9789004405400_006
- Giang N. N. Project-based learning on the topic of aromatic wax production // Journal of Education and e-Learning Research. – 2021. – Vol. 8 (4). – P. 395–407. DOI: https://doi.org/10.20448/journal.509.2021.84.395.407
- Haatainen O., Aksela, M. Project-based learning in integrated science education: active teachers' perceptions and practices // International Journal on Math, Science and Technology Education. – 2021. – Vol. 9 (1). – P. 149–173. DOI: https://doi.org/10.31129/LUMAT.9.1.1392
- Hanif S., Wijaya A. F. C., Winarno N. Enhancing Students' Creativity Through STEM Project-Based Learning // Journal of Science Learning. – 2019. – Vol. 2 (2). – P. 50–57. DOI: https://doi.org/10.17509/jsl.v2i2.13271
- Hawari A. D. M., Noor A. I. M. Project Based Learning Pedagogical Design in STEAM Art Education // Asian Journal of University Education. – 2020. – Vol. 16 (3). – P. 102. DOI: https://doi.org/10.24191/ajue.v16i3.11072
- Yakovleva N. O., Yakovlev E. V. Interactive teaching methods in contemporary higher education// Pacific Science Review. – 2014. – Vol. 16 (2). – P. 75–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28859467 DOI: https://doi.org/10.1016/j.pscr.2014.08.016
- Tikhomirova D., Tregubova A., Ternikov A. Gamification in Education and Demand for Acquired Skills: A Systematic Review // Educational Studies Moscow. – 2024. – Issue 1 (3). – P. 151-179 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=75140882 DOI: https://doi.org/10.17323/vo-2024-17587
- Alekseeva L., Azar J., Gine M., Samila S., Taska B. The demand for AI skills in the labor market // Labour Economics. – 2021. – Vol. 71. – P. 102002. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=73034408 DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2021.102002
- Schmidt L., Lebreton M., Cléry-Melin M.-L., Daunizeau J., Pessiglione M. Neural Mechanisms Underlying Motivation of Mental Versus Physical Effort // PLoS Biology. – 2012. – Vol. 10 (2). – P. e1001266. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pbio.1001266
- Allard E. S., Kensinger E. A. Age-related differences in neural recruitment during the use of cognitive reappraisal and selective attention as emotion regulation strategies // Frontiers in Psychology. – 2014. – Vol. 5. – P. 296. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00296
- Zaidi F. Z., Zaidi A. R. Strategies for Improving Memory in Students. Journal of Shalamar Medical & Dental College. – 2022. – Vol. 3 (2). – P. 99-102. DOI: https://doi.org/10.53685/jshmdc.v3i2.130
- Полицинская Е. В., Трофимов А. В., Лизунков В. Г. Нейродидактическая модель интегрированного образовательно-производственного кластера: оценка эффективности подготовки трудовых ресурсов // Science for Education Today. – 2023 – Т. 13, № 6. – С. 145–171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=58731701 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2306.07
- Bostrom R. P., Gupta S., Hill J. R. Peer-to-peer technology in collaborative learning networks: Applications and research issues // International Journal of Knowledge and Learning – 2008. – Vol. 4 (1). – P. 36–57. DOI: https://doi.org/10.1504/IJKL.2008.019736
- Stigmar M. Peer-to-Peer Teaching in Higher Education: A Critical Literature Review // Mentoring and Tutoring. – 2016. – Vol. 24 (2). – P. 124–136. DOI: https://doi.org/10.1080/13611267.2016.1178963
- Spiridonov V., Loginov N., Ivanchei I., Kurgansky A. The role of motor activity in insight problem solving (the case of the nine-dot problem) // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – P. 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38647996 DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00002