Формирование финансовой культуры в институтах семьи и образования: специфика влияния процесса педагогического сопровождения
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов экономических дисциплин. Цель исследования состоит в выявлении влияния педагогического сопровождения процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) на повышение уровня сформированности их финансовой культуры.
Методология. В исследовании обособление финансовой культуры осуществлено на основе традиции научной школы педагогической культурологии. Для достижения исследовательской цели авторы использовали теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (анкетирование) методы, методы статистической обработки информации. В исследовании приняли участие 38 будущих педагогов (как организаторы исследования), 134 молодые и неполные семьи обучающихся колледжей (как участники исследования). На основе разработанных анкет и опросника была выявлена прямая зависимость влияния педагогического сопровождения процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) на повышение уровня сформированности их финансовой культуры. На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована система педагогического сопровождения процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (на примере молодых и неполных семей).
Результаты. Основные результаты исследования заключаются в следующем: было выявлено, что студенты (будущие педагоги экономических дисциплин) в процессе педагогической деятельности с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) в области формирования финансовой культуры повышают и свой уровень финансовой культуры. На практике было доказано, что эффективное педагогическое сопровождение процесса взаимодействия будущих педагогов с молодыми и неполными семьями представляет собой систему, состоящую из комплекса образовательно-просветительских мероприятий, работы студенческих объединений, организации целенаправленного учебного процесса, наставничества и тьюторства молодых и неполных семей.
Заключение. Результаты исследования доказывают, что педагогическое сопровождение процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) влияет на повышение уровня сформированности их финансовой культуры.
институт семьи; молодая семья; неполная семья; финансовая культура; профессиональная методическая компетенция; обучение будущих педагогов; педагогическое сопровождение.
- Aleksieva L. Preparing pre-service teachers for the digital transformation of education: exploring university teacher educators’ views and practical strategies // Education sciences. – 2025. – Vol. 15 (4). – P. 404. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82082988 DOI: https://doi.org/10.3390/educsci15040404
 - Haroud S., Saqri N. Generative AI in higher education: teachers’ and students’ perspectives on support, replacement, and digital literacy // Education science. – 2025. – Vol. 15 (4). – P. 396. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci15040396
 - Kim Ya., Vilches S. L., Shapiro S., Clarkson A. Testing the capability of generative artificial intelligence for parent and caregiver information seeking // Family relations. – 2025. –Vol. 74 (3). – P. 1266–1284. DOI: https://doi.org/10.1111/fare.13167
 - Lopez J., Behrman J., Cueto S., Favara M., Sanchez A. Corrigendum to «Late-childhood foundational cognitive skills predict educational outcomes through adolescence and into young adulthood: evidence from Ethiopia and Peru» // Economics of education review. – 2024. – Vol. 103. – P. 102593. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2024.102593
 - Majani W. P., Njiku J. The interplay of mentoring and practicum in teacher preparatory programs // Educational practice and theory. – 2024. – Vol. 46 (2). – P. 69–89. DOI: https://doi.org/10.7459/ept/460206
 - Monta Ch. C., Bianchi D., Edling S., Biffi E. Motivations for paying regard to children’s right in relation to democracy and education: an analysis of Swedish and Italian policy investigations // European educational research journal. – 2025. – Vol. 24 (4). – P. 530–556. DOI: https://doi.org/10.1177/14749041251314098
 - Nowacki L., Wrochna A. E. Chat-GPT theses. Identifying distinctive markers in AI-generated versus human-created texts: a multimodal analysis in university education // E-learning and digital media. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1177/20427530251331083
 - Parker D., Turner D. A., Yeboah F. K., Mensah-Williams E., Mante D. A. Does entrepreneurial education influence the entrepreneurial outcomes of university students in developing economies? // Higher education. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-025-01429-9
 - Reim Ju., Amberg S., Zimmermann Ja., Lux U., Walper S. Patterns of parental conflict after separation: links with the dark triad // Family relations. – 2024. – Vol. 74 (2). – P. 1002–1020. DOI: https://doi.org/10.1111/fare.13126
 
10. Sosa Paredes Yu. K., Andersson B. Validity of test score interpretations and cross-cultural comparisons in the first and second international science studies // Educational assessment, evaluation and accountability. – 2024. – Vol. 37 (2). – P. 231–254. DOI: https://doi.org/10.1007/s11092-024-09444-7
11. Sujatmiko H., Raharjo T. J., Fakhruddin F., Summinar T. Students’ and teachers’ perceptions of social entrepreneurship literacy: a case study in an Indonesian vocational boarding school // Industry and higher education. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1177/09504222241306609
12. Superfine A. C., Akgul E. Co-designing around problems of practice in teacher professional learning // Teaching and teacher education. – 2025. – Vol. 157. – P. 104945. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2025.104945
13. Tournier B., Chimier Ch., Klein E. Improving the quality of teaching at scale: middle-tier instructional leaders as change agents // ECNU review of education. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1177/20965311251329338
14. Глузман А. В., Меликьян В. В. Проблемы воспитания детей в неполных семьях: анализ отечественной и зарубежной теории // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2023. – № 3. – C. 37-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54704592
15. Карташова Л. В., Савочкин А. В. Совершенствование измерения и оценки человеческого капитала как фактора развития организации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – С. 311–330. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50356229 DOI: http://dx.doi.org/10.18334/lim.10.1.117349
16. Кунижева Д. А. Финансовая культура: многогранность понятия, подходы к исследованию и место в научном дискурсе // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 7. – C. 107-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54234175 DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.14
17. Лавриненко С. В., Старцева Е. В. Исследование особенностей поддержки обучающихся со стороны наставников для профессионального становления специалиста // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 2. – С. 179–204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67210669 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.08
18. Лечиева М. И., Саидов А. А., Буралова Р. А. Детско-родительские отношения как предиктор личностного развития в юношеском возрасте // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 6. – С. 575–595. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79560965 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.6.35
19. Паршина В. В. Теоретические подходы к исследованию понятия «молодая семья» // Журнал социологических исследований. – 2020. – № 3. – С. 31–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42864100
20. Плоткин М. М. Социальное воспитание как социокультурный феномен // Социальная педагогика в России. – 2021. – № 3. – С. 12–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46446837
21. Ростовская Т. К., Синельников А. Б. Ценности брака как основа благополучия российских семей // Вопросы управления. – 2025. – № 2. – С. 6–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82638264
22. Хабибова Н. Е., Василина Д. С., Баянова Л. Н. Оценка эффективности развития финансовой культуры будущих преподавателей экономических дисциплин // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 4. – С. 117–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69169460 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.06
23. Шамигулова О. А., Василина Д. С. Формирование медиакомпетентности в условиях вуза: анализ мнений студентов – будущих педагогов // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 3. – С. 50–70. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=54134577 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.3
24. Шкрябко И. П., Попова А. А., Вареца Е. С., Белоус О. В. Психологическое благополучие личности в семейном взаимодействии: особенности влияния эмоционального интеллекта // Science for Education Today. – 2025. – Т. 15, № 1. – С. 183–200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80407105 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2501.09










