Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 4, С. 7–33
УДК: 
17.022.1+37.03+316.752

Особенности современных практик вузов по приобщению студенческой молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям: проблемно-ориентированная экспертная оценка

Басюк В. С. 1 (Москва, Россия), Селиванова Н. Л. 2 (Москва, Россия), Шакурова М. В. 3 (Воронеж, Россия), Ромм Т. А. 4 (Новосибирск, Россия)
1 Российская академия образования
2 Институт содержания и методов обучения
3 Воронежский государственный педагогический университет
4 ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме осмысления и оценки локальных практик приобщения студенческой молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям как продуктивного реагирования на современные аксиологические вызовы и ценностно детерминированные стратегические задачи, стоящие перед отечественной системой образования. Цель – на основе проблемно-ориентированного анализа выделить и описать отдельные особенности современного опыта вузов по приобщению студенческой молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям.
Методология. Методологической основой исследования стали системный, аксиологический, личностно-деятельностный подходы. Значимыми для научного обоснования проводимой работы являются научные концепции воспитательных систем и воспитательного пространства и «Феноменология бытия и развития личности». Использованы методы экспертной оценки, проблемно-ориентированного анализа результатов проектно-аналитической групповой работы специалистов, систематизации и обобщения, в том числе по заданному алгоритму. Групповая работа была организована в рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза» (18 декабря 2024 г., г. Москва, Российская академия образования), число включенных специалистов – 195.
Экспертную функцию выполняли члены Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО и сотрудники Центра воспитания и развития личности РАО (32 человека).
Результаты. Экспертами выделены пять ключевых проблем приобщения студенческой молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям в вузе: недостаточно используются возможности учебного процесса (содержание учебных дисциплин, методика организации учебных занятий и практик); не в полной мере актуализированы возможности среды вуза (включая электронную образовательную среду вуза, вузовские медиа); ограничено включены преподаватели, привлекаемые специалисты (работодатели), студенческое самоуправление, студенческие объединения; в вузе не удается организовать системную работу по приобщению студентов к традиционным духовно-нравственным ценностям (преобладает мероприятийный подход), охватить все ключевые ценности; нет единых критериев, в соответствии с которыми можно отследить результативность работы по приобщению студентов к традиционным духовно-нравственным ценностям (прежде всего, качественные, а не количественные). Обобщенные суждения в результате групповой работы получены с использованием алгоритма оценки проблемы: каковы основные проявления проблемы; каковы основные причины проблемы; в чем заключаются прогнозируемые негативные последствия сохранения данной проблемы в дальнейшем; что в настоящее время делают вузы по преодолению данной проблемы; какая помощь нужна вузам для преодоления данной проблемы; предложения для изменения ситуации как результат совместного анализа проблемы и обобщения актуального опыта.
Заключение. В результате исследования авторы выделили отдельные особенности практик приобщения студенческой молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям системного, возрасто-обусловленного, содержательно-смыслового, мотивирующие-избирательного, средового, оценочного и научно-методического планов.

Ключевые слова: 

традиционные духовно-нравственные ценности; приобщение к ценностям; студенческая молодежь; воспитательная работа в вузе; проблемно-ориентированный анализ; экспертные оценки; проектно-аналитическая групповая работа специалистов.

Библиографическая ссылка:
Басюк В. С., Селиванова Н. Л., Шакурова М. В., Ромм Т. А. Особенности современных практик вузов по приобщению студенческой молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям: проблемно-ориентированная экспертная оценка // Science for Education Today. – 2025. – № 4. – С. 7–33. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2504.01
Список литературы: 
Сахарчук Е. С., Киселева И. А., Баграмян Э. Р., Сахарчук А. Л. Аксиология образования: идеалы и объединяющие ценности в социальном воспитании современной студенческой молодежи // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 3. – С. 67–96. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3062/1142 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50381978 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-67-96   
2. Sutrop M. Can values be taught? The myth of value-free education // Trames Journal of the Humanities and Social Sciences. – 2015. – Vol. 19 (2). – P. 189–202. URL: https://kirj.ee/public/trames_pdf/2015/issue_2/Trames-2015-2-189-202.pdf DOI: https://doi.org/10.3176/tr.2015.2.06  
3. Воевода Е. В., Белогуров А. Ю. Аксиология образования в дискурсе современной политики // Полис. Политические исследования. – 2018. – № 6. – С. 172–179. URLhttps://www.politstudies.ru/article/5472  URLhttps://elibrary.ru/item.asp?id=36409093 DOIhttps://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.12  
4. Biesta G. On the two cultures of educational research, and how we might move ahead: reconsidering the ontology, axiology and praxeology of education // European Educational Research Journal. – 2015. – Vol. 14 (1). – P. 11– 22. URL: https://eclass.uowm.gr/modules/document/file.php/NURED263/Biesta%20on%20the%20two%20cultures%20of%20educational%20research%202015%20EERJ.pdf    DOI: https://doi.org/10.1177/1474904114565162
5. Селиванова Н. Л., Шакурова М. В. Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2024. – Т. 13, № 2. – С. 169-177. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=67930744  DOIhttps://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177
6. Шакурова М. В., Селиванова Н. Л., Ромм Т. А. Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 7-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49427804  DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2204.01
7. Котляревич А. Н. Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд // Культура и безопасность. – 2023. – № 1. – С. 5–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50513714 DOI: https://doi.org/10.25257/KB.2023.1.5-15  
8. Sun Z. On the Features of Contemporary Youth's Values on Life and Educational Countermeasures // Learning & Education. – 2021. – Vol. 10 (3). – P. 216217. URL: https://ojs.piscomed.com/index.php/L-E/article/view/2459 DOI: https://doi.org/10.18282/l-e.v10i3.2459
9. Жеглова О. А., Закирова А. Ф., Шилова Л. В. Ценностно-смысловая концептуализация учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в вузе: герменевтический подход // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 5. – С. 77–105. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3145/1156  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53728762 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-77-105
10. Топчий А. Ю. Аксиологические модели образования в контексте его непрерывности // Социально-политические науки. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 89–94. URL: https://journals.eco-vector.com/2223-0092/article/view/537664 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44851607 DOI: https://doi.org/10.33693/2223-009-2021-11-1-89-94  
11. Chowdhury P. Relevance of Value Education in Higher Education Today // International Journal of Science and Research. – 2024. – Vol. 13 (7). – P. 631–634. URL: https://www.ijsr.net/archive/v13i7/SR24710091544.pdf   DOI: https://doi.org/10.21275/sr24710091544
12. Басюк В. С., Илалтдинова Е. Ю. Значимый взрослый в развитии личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2024. – № 213. – С. 130–141. URLhttps://elibrary.ru/item.asp?id=75168697 DOIhttps://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-213-130-141
13. Прохорова М. В., Савичева А. В., Козлова Л. А., Семенова Л. Э. Значимый Другой в планировании профессионального пути и в готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов // Образование и наука. – 2023. – Т. 25, № 7. – С. 124–154. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3291/1173 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54414866 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-124-154
14. Fischer E., Hänze M. How do university teachers’ values and beliefs affect their teaching? // Educational Psychology. – 2019. – Vol. 40 (3). – P. 296–317. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2019.1675867
15. Pratama A., Buditjahjanto I. G. P. A., Samani M. Relationship of organisational culture and leadership towards lecturer motivation in government vocational higher education // The Education and Science Journal. – 2024. – Vol. 26 (7). – С. 70–87. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3922/1249  DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-70-87
16. Абрамова М. О., Клевцов Д. С, Щеглова И. А., Вилкова К. А. Что дает студентам-первокурсникам участие во внеучебной деятельности: успеваемость, желание продолжить обучение и психологическое благополучие // Вопросы образования. – 2024. – № 4. – С. 8–32. URL: https://vo.hse.ru/article/view/18049/20243  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=77542713 DOI: https://doi.org/10.17323/vo-2024-18049  
17. Васильева И. В., Чумаков М. В., Чумакова Д. М. Ценности личности в представлениях о волонтерской деятельности у студентов университетов // Образование и наука. – 2024. – Т. 26, № 2. – С. 140–165. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3552/1214 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60047265 DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-140-165
18. Bernet J. T., Jover G., Martinez M., Romañá T. Student Participation in University Life and Governance // Encounters in Theory and History of Education. – 2011. – Vol. 12. – P. 93–111. DOIhttps://doi.org/10.24908/eoe-ese-rse.v12i0.3190
19. Аширов Д. В., Пастухова Л. С., Турлакова О. Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. – 2021. – № 2. – С. 78–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45842668 DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-2-78-94
20. Черная Е. В. Воспитательная работа в вузе (обзор научной литературы) // Гуманитарный научный вестник. – 2023. – № 12. – С. 60–67. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2023/12/Chernaya.pdf URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60034175 DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.10513718
21. Ефимов Д. Б., Батищев А. С., Костюк А. А., Махсон А. М., Свойский М. Ю. Культура вовлеченности в студенческое самоуправление в российских вузах: тусовщики, прагматики и граждане // Вопросы образования. – 2024. – № 4. – С. 61–94. URL: https://vo.hse.ru/article/view/18298/20245  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=77542715 DOI: https://doi.org/10.17323/vo-2024-18298  
22. Басюк В. С., Дугарова Т. Ц. Феноменология развития и бытия личности: ценностно-смысловые ориентиры // Ценности и смыслы. – 2025. – № 2. – С. 99-116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=81456486
23. Басюк В. С., Журавлева И. А. Научное становление феномена самоопределения в развитии личности: философско-психолого-педагогический анализ // Ценности и смыслы. – 2024. – № 4. – С. 42-67. URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=6917572
24. Басюк В. С. Научно-теоретическое обоснование формирования личностных результатов образования // Ценности и смыслы. – 2023. – № 3. – С. 74–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53853929 DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-3-74-84
25. Мудрик А. В. Социализация: новации последних десятилетий // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 3. – С. 6-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54095686 DOI https://doi.org/10.15293/1813-4718.2303.01

 

Дата публикации 31.08.2025