Science for Education Today, 2025, Т. 15, № 5, С. 314–340
УДК: 
378.147.88+316.752+17.022.1

Формирование финансовой культуры в институтах семьи и образования: специфика влияния процесса педагогического сопровождения

Василина Д. С. 1 (Уфа, Россия), Хабибова Н. Е. 1 (Уфа, Россия), Арслангареева А. Р. 1 (Уфа, Россия), Баянова Л. Н. 1 (Уфа, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педпгогический университет им. М. Акмуллы"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов экономических дисциплин. Цель исследования состоит в выявлении влияния педагогического сопровождения процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) на повышение уровня сформированности их финансовой культуры.
Методология. В исследовании обособление финансовой культуры осуществлено на основе традиции научной школы педагогической культурологии. Для достижения исследовательской цели авторы использовали теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (анкетирование) методы, методы статистической обработки информации. В исследовании приняли участие 38 будущих педагогов (как организаторы исследования), 134 молодые и неполные семьи обучающихся колледжей (как участники исследования). На основе разработанных анкет и опросника была выявлена прямая зависимость влияния педагогического сопровождения процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) на повышение уровня сформированности их финансовой культуры. На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована система педагогического сопровождения процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (на примере молодых и неполных семей).
Результаты. Основные результаты исследования заключаются в следующем: было выявлено, что студенты (будущие педагоги экономических дисциплин) в процессе педагогической деятельности с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) в области формирования финансовой культуры повышают и свой уровень финансовой культуры. На практике было доказано, что эффективное педагогическое сопровождение процесса взаимодействия будущих педагогов с молодыми и неполными семьями представляет собой систему, состоящую из комплекса образовательно-просветительских мероприятий, работы студенческих объединений, организации целенаправленного учебного процесса, наставничества и тьюторства молодых и неполных семей.
Заключение. Результаты исследования доказывают, что педагогическое сопровождение процесса взаимодействия будущих педагогов с институтом семьи (с молодыми и неполными семьями) влияет на повышение уровня сформированности их финансовой культуры.

Ключевые слова: 

институт семьи; молодая семья; неполная семья; финансовая культура; профессиональная методическая компетенция; обучение будущих педагогов; педагогическое сопровождение.

Библиографическая ссылка:
Василина Д. С., Хабибова Н. Е., Арслангареева А. Р., Баянова Л. Н. Формирование финансовой культуры в институтах семьи и образования: специфика влияния процесса педагогического сопровождения // Science for Education Today. – 2025. – № 5. – С. 314–340. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2505.14
Список литературы: 
  1. Aleksieva L. Preparing pre-service teachers for the digital transformation of education: exploring university teacher educators’ views and practical strategies // Education sciences. – 2025. – Vol. 15 (4). – P. 404. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82082988  DOI: https://doi.org/10.3390/educsci15040404 
  2. Haroud S., Saqri N. Generative AI in higher education: teachers’ and students’ perspectives on support, replacement, and digital literacy // Education science. – 2025. – Vol. 15 (4). – P. 396. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci15040396 
  3. Kim Ya., Vilches S. L., Shapiro S., Clarkson A. Testing the capability of generative artificial intelligence for parent and caregiver information seeking // Family relations. – 2025. –Vol. 74 (3). – P.  1266–1284. DOI: https://doi.org/10.1111/fare.13167 
  4. Lopez J., Behrman J., Cueto S., Favara M., Sanchez A. Corrigendum to «Late-childhood foundational cognitive skills predict educational outcomes through adolescence and into young adulthood: evidence from Ethiopia and Peru» // Economics of education review. – 2024. – Vol. 103. – P. 102593. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2024.102593
  5. Majani W. P., Njiku J. The interplay of mentoring and practicum in teacher preparatory programs // Educational practice and theory. – 2024. – Vol. 46 (2). – P. 69–89. DOI: https://doi.org/10.7459/ept/460206
  6. Monta Ch. C., Bianchi D., Edling S., Biffi E. Motivations for paying regard to children’s right in relation to democracy and education: an analysis of Swedish and Italian policy investigations // European educational research journal. – 2025. – Vol. 24 (4). – P. 530–556. DOI: https://doi.org/10.1177/14749041251314098
  7. Nowacki L., Wrochna A. E. Chat-GPT theses. Identifying distinctive markers in AI-generated versus human-created texts: a multimodal analysis in university education // E-learning and digital media. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1177/20427530251331083
  8. Parker D., Turner D. A., Yeboah F. K., Mensah-Williams E., Mante D. A. Does entrepreneurial education influence the entrepreneurial outcomes of university students in developing economies? // Higher education. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-025-01429-9
  9. Reim Ju., Amberg S., Zimmermann Ja., Lux U., Walper S. Patterns of parental conflict after separation: links with the dark triad // Family relations. – 2024. – Vol. 74 (2). – P. 1002–1020. DOI: https://doi.org/10.1111/fare.13126

10. Sosa Paredes Yu. K., Andersson B. Validity of test score interpretations and cross-cultural comparisons in the first and second international science studies // Educational assessment, evaluation and accountability. – 2024. – Vol. 37 (2). – P. 231–254. DOI: https://doi.org/10.1007/s11092-024-09444-7 

11. Sujatmiko H., Raharjo T. J., Fakhruddin F., Summinar T. Students’ and teachers’ perceptions of social entrepreneurship literacy: a case study in an Indonesian vocational boarding school // Industry and higher education. – 2024. DOI: https://doi.org/10.1177/09504222241306609

12. Superfine A. C., Akgul E. Co-designing around problems of practice in teacher professional learning // Teaching and teacher education. – 2025. – Vol. 157. – P. 104945. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2025.104945 

13. Tournier B., Chimier Ch., Klein E. Improving the quality of teaching at scale: middle-tier instructional leaders as change agents // ECNU review of education. – 2025. DOI: https://doi.org/10.1177/20965311251329338

14. Глузман А. В., Меликьян В. В. Проблемы воспитания детей в неполных семьях: анализ отечественной и зарубежной теории // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2023. – № 3. – C. 37-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54704592  

15. Карташова Л. В., Савочкин А. В. Совершенствование измерения и оценки человеческого капитала как фактора развития организации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – С. 311–330. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50356229  DOI: http://dx.doi.org/10.18334/lim.10.1.117349  

16. Кунижева Д. А. Финансовая культура: многогранность понятия, подходы к исследованию и место в научном дискурсе // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 7. – C. 107-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54234175 DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.14 

17. Лавриненко С. В., Старцева Е. В. Исследование особенностей поддержки обучающихся со стороны наставников для профессионального становления специалиста // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 2. – С. 179–204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67210669  DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2402.08 

18. Лечиева М. И., Саидов А. А., Буралова Р. А. Детско-родительские отношения как предиктор личностного развития в юношеском возрасте // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 6. – С. 575–595. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79560965  DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2024.6.35 

19. Паршина В. В. Теоретические подходы к исследованию понятия «молодая семья» // Журнал социологических исследований. – 2020. – № 3. – С. 31–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42864100  

20. Плоткин М. М. Социальное воспитание как социокультурный феномен // Социальная педагогика в России. – 2021. – № 3. – С. 12–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46446837  

21. Ростовская Т. К., Синельников А. Б. Ценности брака как основа благополучия российских семей // Вопросы управления. – 2025. – № 2. – С. 6–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82638264 

22. Хабибова Н. Е., Василина Д. С., Баянова Л. Н. Оценка эффективности развития финансовой культуры будущих преподавателей экономических дисциплин // Science for Education Today. – 2024. – Т. 14, № 4. – С. 117–141. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69169460  DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2404.06 

23. Шамигулова О. А., Василина Д. С. Формирование медиакомпетентности в условиях вуза: анализ мнений студентов – будущих педагогов // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 3. – С. 50–70. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=54134577 DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.3  

24. Шкрябко И. П., Попова А. А., Вареца Е. С., Белоус О. В. Психологическое благополучие личности в семейном взаимодействии: особенности влияния эмоционального интеллекта // Science for Education Today. – 2025. – Т. 15, № 1. – С. 183–200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80407105  DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2501.09  

Дата публикации 31.10.2025