Science for Education Today, 2020, Т. 10, № 4, С. 175–188
УДК: 
372.881.1:811.111.2

Особенности осмысления культурного компонента лексики как предпосылка успешной коммуникации с носителем языка

Меркиш Н. Е. 1 (Москва, Россия)
1 Московский государственный институт международных отношений
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема осмысления культурного компонента значения лексических единиц как предпосылка успешной коммуникации с носителем языка. Цель статьи – выявить основные особенности овладения лингвокультурологической информацией, составляющей культурный компонент значения слова, с целью реализации межкультурной коммуникации.
Методология. В процессе исследования использовались методы анкетирования и опроса информантов, анализа научно-теоретических источников, анализа и систематизации эмпирического опыта. Исследование особенностей осмысления культурной специфики изучаемой лексики проводилось на протяжении трех лет. В исследовании приняли участие 105 студентов (12 учебных групп), изучающих немецкий как второй иностранный язык в МГИМО МИД России.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования культурной специфики лексики в современных научно-теоретических источниках. Обоснованы уровни экспликации вокабуляра, обозначенные как контекстуальный, культурно-нейтральный и культурно-специфический. Выявлено, что процесс постижения значения слова представляет собой не только сообщение и осмысление информации, но и ее использование в реальной коммуникации. Таким образом он может быть рассмотрен как информационно-практический процесс. Кроме того, выявлены наиболее эффективные средства семантизации, позволяющие осмыслить культурный компонент значения слова.
Заключение. В результате проведенного исследования обобщаются выявленные особенности осмысления культурного компонента лексики для успешной коммуникации с носителем языка.

Ключевые слова: 

культурный компонент значения лексических единиц; изучение культуры Германии; картина мира; фоновые знания; уровни экспликации семантики; коммуникация с носителем языка.

Процентиль актуальности SciVal: 98.011 Russian Language | Language Picture of the World | Explanatory Dictionary

http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=RSCI&search_mode=G...

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85092297279&origin=...

Comprehension of the cultural component of vocabulary as a precondition for successful communication with native speakers

Библиографическая ссылка:
Меркиш Н. Е. Особенности осмысления культурного компонента лексики как предпосылка успешной коммуникации с носителем языка // Science for Education Today. – 2020. – № 4. – С. 175–188. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.11
Список литературы: 
  1. Alber K. Vocabulary Breadth, Vocabulary Depth, and Fluency – A theoretical framework and empirical evidence of lexical competence [Wortschatzumfang, Wortschatztiefe und Verarbeitungsgeschwindigkeit – Analyse der lexikalischen Kompetenz] // Zeitschrift fur Angewandte Linguistik. – 2016. – Vol. 65 (1). – P. 107–128. DOI: https://doi.org/10.1515/zfal-2016-0019
  2. Belyaeva I. G., Samorodova E. A., Voron O. V., Zakirova E. S. Analysis of innovative methods’ effectiveness in teaching foreign languages for special purposes used for the formation of future specialists’ professional competencies // Education Sciences. – 2019. –Vol. 9 (3). – P. 171. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9030171
  3. Binder K. S., Cote N. G., Lee C., Bessette E., Vu H. Beyond breadth: The contributions of vocabulary depth to reading comprehension among skilled readers // Journal of Research in Reading. – 2017. – Vol. 40 (3). – P. 333–343. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9817.12069
  4. Dalle A., Burhanuddin, Usman M. The effectiveness of domino card games to improve German language vocabulary // Journal of Physics: Conference Series. – 2018. – Vol. 1028. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1028/1/012099
  5. Donnelly S., Kidd E. Individual differences in lexical processing efficiency and vocabulary in toddlers: A longitudinal investigation // Journal of Experimental Child Psychology. – 2020. – Vol. 192. – С. 104781. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2019.104781
  6. El-Khechen W., McElvany N., Wolter I., Kessels U. What does “cannibalistic”, “to torture” and “to destroy” mean? gender-specific vocabulary of primary school children depending on language background [Was heißt „kannibalisch“, „foltern“ und „zerstören“?: Geschlechtsspezifischer Wortschatz von Grundschulkindern in Abhängigkeit von der Familiensprache] // Psychologie in Erziehung Und Unterricht. – 2017. – Vol. 64 (2). – P. 123–137. DOI: http://dx.doi.org/10.2378/peu2017.art06d
  7. Grimminger A., Rohlfing K. J. Multimodal communication in joint book reading and its relation to later vocabulary size. [Multimodale Kommunikation in frühen Buchlesesituationen und ihr Zusammenhang mit dem späteren Wortschatz] // Sprache Stimme Gehör. – 2019. – Vol. 43 (2). – P. 93–99. DOI: https://doi.org/10.1055/a-0851-9063
  8. Haman E., Łuniewska M., Hansen P., Simonsen H. G., Chiat S., Bjekić J., . . . Armon-Lotem S. Noun and verb knowledge in monolingual preschool children across 17 languages: Data from cross-linguistic lexical tasks (LITMUS-CLT) // Clinical Linguistics & Phonetics. – 2017. – Vol. 31 (11–12). – P. 818–843. DOI: https://doi.org/10.1080/02699206.2017.1308553
  9. Haß U. The promising context and its capacity for deduction of word meanings | [Der verheißungsvolle Kontext und seine Leistungen bei der Erschließung von Wortbedeutungen] // Zeitschrift für Angewandte Linguistik. – 2018. – Vol. 69. – P. 33–68. DOI: https://doi.org/10.1515/zfal-2018-0016

10. McElvany N.Ohle A.El-Khechen W.Hardy I.Cinar M. Supporting language competencies – The potential of the family language for vocabulary acquisition from texts | [Förderung sprachlicher Kompetenzen – Das Potenzial der Familiensprache für den Wortschatzerwerb aus Texten] // Zeitschrift für Pädagogische Psychologie. – 2017. – Vol. 31 (1). – P. 13–25. DOI: https://doi.org/10.1024/1010-0652/a000189

11. Streubel B., Gunzenhauser C., Grosse G., Saalbach H. Emotion-specific vocabulary and its contribution to emotion understanding in 4- to 9-year-old children // Journal of Experimental Child Psychology. – 2020. – Vol. 193. – P. 104790. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2019.104790

12. Tareva E. G., Tarev B. V. The assessment of students’ professional communicative competence: New challenges and possible solutions // XLinguae. – 2018. – Vol. 11 (2). – P. 758–783. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.59

13. Tretyakova O. V., Karakozov S. D., Voevoda E. V. Media consumption trends in Russia under digitalization // Media Watch. – 2019. – Vol. 10 (2). – P. 197–211. DOI: https://doi.org/10.15655/mw/2019/v10i2/49629

14. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 5. – С. 48–70. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41271740

15. Борзова Т. В., Мосунова Л. А. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения //Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 7–24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42525583

16. Бырдина О. Г., Долженко С. Г., Юринова Е. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов нефилологических профилей подготовки посредством Content–Based Active Speaking Technology // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 4. – С. 7–25. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35605567

17. Найман Е. А., Гураль С. К., Смокотин В. М., Бовтенко М. А. Взаимоотношения языков и культур и роль культуры в языковом образовании // Язык и культура. – 2013. – № 1. – С. 90–106. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=18905343

18. Евтеев С. В. Феномены культуры в аспекте межъязыковой коммуникации // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 292–296. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24902592

19. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Учебный билингвизм: вчера, сегодня и завтра // Язык и культура. – 2017. – № 37. – С. 185–204. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/37/13 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30646889

20. Мосунова Л. А., Динер Е. В., Булдакова Ю. В. Психолого-педагогические принципы развития речевой культуры студента в процессе создания медиатекстов // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 7–22. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191461

21. Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. – 2014. – № 1. – С. 123–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21371386

22. Скорова Л. В., Смык Ю. В. Психологическая медиакомпетентность родителя: основное содержание и структура // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 1. – С. 137–156. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38165989

23. Черникова И. В. Проблема «язык и мышление» в свете системно-эволюционного метода // Язык и культура. – 2016. – № 2. – С. 207–216. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/34/16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26606939

24. Чигашева М. А. Особенности коммуникации на немецком языке // Филологические науки в МГИМО. – 2015. – № 4. – С. 60–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25519447

Дата публикации 31.08.2020