Анализ использования аутентичных текстов медиасферы в целях профессиональной подготовки студентов-международников
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования аутентичных текстов медиасферы в профессиональной иноязычной подготовке студентов-международников. Цель статьи – выявить основные преимущества и спорные моменты использования иноязычных медиатекстов, предложить пошаговый алгоритм анализа данных текстов, а также рекомендации, направленные на нейтрализацию их влияния на студентов.
Методология. Эмпирическое исследование проводилось в течение двух лет. В нем приняли участие студенты девяти учебных групп (всего 79 студентов), изучающие немецкий как второй иностранный язык на продвинутом этапе в МГИМО МИД России. При проведении исследования использовались следующие методы: метод анализа научно-теоретических источников по методике преподавания иностранных языков, лингвистике и психологии, метод анализа аутентичных учебных материалов, отобранных в целях обучения, метод опроса и анкетирования студентов, метод анализа эмпирического опыта и его систематизации.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования процесса профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, построенного на основе аутентичных медиатекстов. Выявлены преимущества их применения: тексты иноязычных СМИ доступны, актуальны, разнообразны по стилевым и жанровым характеристикам, являются источником культурологической и профессионально-релевантной информации. Их имплементация положительно сказывается на развитии всех аспектов языка и видов речевой деятельности, влияет на развитие вербальной и невербальной речи, повышает мотивацию. К негативным моментам отнесены следующие: иноязычные тексты зачастую имеют идеологическую направленность, способны влиять на мнение реципиента, его сознание и подсознание, манипулировать представлениями студентов о событиях и явлениях окружающей действительности.
Предложенный алгоритм анализа текста СМИ включает следующие этапы: оценка массмедиа, анализ тематики текста, рассмотрение исторического периода его написания, выявление основных реалий, гипотез и аргументации автора, идеологизированных структур. Заключительными этапами являются сопоставление источника с текстами на иностранном или родном языке, выстраивание личностной позиции, овладение лексико-грамматическими средствами выражения мысли.
Заключение. В результате проведенного исследования с целью использования преимуществ и нивелировки негативного влияния были предложены рекомендации и разработан алгоритм анализа медиатекста. Реализация данного алгоритма позволяет студентам сохранить культурную идентичность и, благодаря полученным знаниям, подготовиться к ведению профессиональной коммуникации.
аутентичный текст; иноязычная медиасфера; изучение немецкого языка; изучение культуры Германии; профессиональная подготовка студентов-международников.
URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47447643
- Belyaeva I. G. The Technical Transformation of the Literary Epigraph // Technology and Language. – 2021. – Vol. 2 (1). – P. 122–133. DOI: https:// doi.org/10.48417/technolang.2021.01.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45596186
- Boyko M. V., Guseva L. V., Kim O. M., Pronina N. S., Shamov A. N. Foreign Language as Intellectual Resource and Value in Modern Conditions in Professional Activity of Manager // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2020. – Vol. 129 LNNS. – P. 776–781. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_82 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43296679
- Eisenberg B. Online Resources on Verbal Humour [Online-Ressourcen zur Sprachkomik] // Zeitschrift fur Germanistische Linguistik. – 2020. – Vol. 48 (2). – P. 432–439. DOI: https://doi.org/10.1515/zgl-2020-2008
- Eitel A., Dersch A.-S., Renkl A. Pre-Service teachers’ knowledge and misconceptions of learning with multimedia [Wissenschaftliche Annahmen und Fehlkonzepte angehender Lehrkräfte über das Lernen mit Multimedia] // Unterrichtswissenschaft. – 2019. – Vol. 47 (4). – P. 451–474. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-019-00049-4
- Faubl N., Pótó Z., Marek E., Birkás B., Füzesi Z., Németh T. Accepting cultural differences in the integration of foreign medical students [Kulturális különbözőségek elfogadása a külföldi orvostanhallgatók beilleszkedésében] // Orvosi Hetilap. – 2021. – Vol. 162 (25). – P. 978–987. DOI: https://doi.org/10.1556/650.2021.32104
- Festl R. Social media literacy among adolescents - The role of knowledge, motivation and abilities for a socially competent behavior online [Soziale Medienkompetenz von Jugendlichen - Zur Rolle von Wissen, Motivation und Fähigkeiten für ein sozial kompetentes Handeln online] // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2021. – Vol. 68 (1). – P. 58–73. DOI: http://dx.doi.org/10.2378/peu2021.art04d
- Gronostay D. To argue or not to argue? The role of personality traits, argumentativeness, epistemological beliefs and assigned positions for students’ participation in controversial political classroom discussions [Wer diskutiert mit? Die Bedeutung von Persönlichkeitsmerkmalen, Argumentierfreude, epistemologischen Überzeugungen und zugewiesenen Diskussionspositionen für die Beteiligung an kontroversen politischen Unterrichtsdiskussionen] // Unterrichtswissenschaft. – 2019. – Vol. 47 (1). – P. 117–135. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-018-00033-4
- Guntersdorfer I. R. From the multilingual to the intercultural in the current German political, academic and pedagogical discourse // Journal of Multicultural Discourses. – 2019. – Vol. 14 (1). – P. 61–77. DOI: https://doi.org/10.1080/17447143.2019.1592176
- Kempert S., Schalk L., Saalbach H. Language as tool for learning: A review of the communicative and cognitive functions of language and its relevance for academic learning [Sprache als Werkzeug des Lernens: Ein Überblick zu den kommunikativen und kognitiven Funktionen der Sprache und deren Bedeutung für den fachlichen Wissenserwerb] // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2019. – Vol. 66 (3). – P. 176–195. DOI: https://doi.org/10.2378/PEU2018.art19d
- Khonamri F., Azizi M., Kralik R. Using interactive e-based flipped learning to enhance EFL literature students’ critical reading // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 25–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.02
- Klinger T., Usanova I., Gogolin I. The development of receptive and productive written language skills in German [Entwicklung rezeptiver und produktiver schriftsprachlicher Fähigkeiten im Deutschen] // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. – 2019. – Vol. 22 (1). – P. 75–103. DOI: https://doi.org/10.1007/s11618-018-00862-0
- Kytina V., Kharlamova M., Bartosh D. Criteria for authentic text in accordance with modern trends in the development of society and education // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol. 29 (6). – P. 162–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45465590
- Lewalter D., Walper S. Kompetenzen und Materialien für digitales Lernen und online-Kommunikation // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2021. – Vol. 68 (1). – P. 23–41. DOI: https://doi.org/10.2378/PEU2021.ART01D
- Mukhamadiarova A. F., Caserta L. F., Kulkova M. A., Reuter K. Use of Corpus Technologies for the Development of Lexical Skills // Journal of Research in Applied Linguistics. – 2020. – Vol. 11. – P. 449–456. DOI: https://doi.org/10.22055/rals.2020.16345 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46746107
- Mulyono H., Suryoputro G. The use of social media platform to promote authentic learning environment in higher education setting // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 105–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.07
- Polushkina T. A., Tareva E. G. Developing L2 prosodic competence online: Implications of the emergency remote teaching // XLinguae. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 38–48. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2021.14.01.03
- Samorodova E. A., Belyaeva I. G., Bakaeva S. A. Analysis of communicative methods effectiveness in teaching foreign languages during the coronavirus epidemic: Distance format // XLinguae. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 131–140. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2021.14.01.11
- Senkbeil M., Ihme J. M., Schöber C. Dissemination of media literacy at school in a digital world: Are teacher candidates digitally competent? [Schulische Medienkompetenzförderung in einer digitalen Welt: Über welche digitalen Kompetenzen verfügen angehende Lehrkräfte?] // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2021. – Vol. 68 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.2378/peu2020.art12d
- Shamov A. N., Guseva L. V. The role of evaluation tools kit in recording of foreign language learning results // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2018. – Vol. 677. – P. 203–209. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_25 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31080592
- Sondershaus E. Language as a sociocultural instrument of power: Characteristics of foreign students' identity construction exemplarily identified using the concept of selbstnarration [Sprache als soziokulturelles Machtinstrument: Exemplarische Bestimmung von Merkmalen der Identitätskonstruktion bei Foreign Students mithilfe des Konzeptes der Selbstnarration] // Zeitschrift fur Dialektologie und Linguistik. – 2021. – Vol. 88 (1–2). – P. 143–160. DOI: https://doi.org/10.25162/ZDL-2021-0007
- Stojić A., Košuta N. Collocations in L2 written text production [Kollokationen in der fremdsprachigen textproduktion – Am beispiel des sprachenpaares kroatisch-deutsch] // Fluminensia. – 2020. – Vol. 32 (2). – P. 7–31. DOI: https://doi.org/10.31820/F.32.2.4
- Sysoyev P. V., Zavyalov V. V. Teaching English as a foreign language to law students based on content and language integrated learning approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2019. – Vol. 907. – P. 237–244. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_26 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36858603
- Voss T., Wittwer J. Teaching in times of corona: a look at the challenges from the perspective of research on learning and instruction [Unterricht in Zeiten von Corona: Ein Blick auf die Herausforderungen aus der Sicht von Unterrichts- und Instruktionsforschung] // Unterrichtswissenschaft. – 2020. – Vol. 48 (4). – P. 601–627. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-020-00088-2
- Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 40–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586632
- Евтеев С. В., Латышев Л. К. К проблеме переводимости: культурная непереводимость // Филология и культура. – 2018. – № 1. – С. 70–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32791857
- Игнатова Е. М., Пивоварова Е. В. Реферативный перевод как составляющая процесса профессиональной двуязычной коммуникации // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6. – С. 580–583. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44536582
- Коломыцева О. Н., Стативка А. М., Шуцзинь Д., Стативка В. И. Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11., № 2. – С. 102–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45741071
- Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5, № 1. – С. 41–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42503628
- Махмутова Е. Н., Чуганская А. А., Воевода Е. В. Специфика факторной структуры межкультурной компетентности студентов международного профиля в гендерном аспекте // Российский психологический журнал. – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 60–75. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2020.3.5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44156132
- Мосунова Л. А., Динер Е. В., Булдакова Ю. В. Психолого-педагогические принципы развития речевой культуры студента в процессе создания медиатекстов // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191461
- Мюллер Ю. Э. Принципы организации смешанного курса по немецкому языку как иностранному на платформе moodle // Научный диалог. – 2018. – № 4. – С. 340–352. DOI: http://dx.doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-340-352 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32839150
- Сафонова В. В. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – № 1. – С. 38–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37084857
- Северова Н. Ю., Мюллер Ю. Э. Дидактические возможности цифровых ресурсов в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 7. – С. 38–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43461588
- Чернышова Н. А., Романова О. А. Связь использования обучающимися ресурсов современной информационной образовательной среды с их академическими результатами // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 162–180. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478887
- Чигашева М. А., Елизарьева М. А., Ларина Т. С. Национально-культурная специфика политического языка лидеров блока ХДС/ХСС // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 4. – С. 152–165. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.11 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43144454
- Яковлева Т. А. Изучение иностранного языка в тандеме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 10–2. – С. 86–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22451708