Science for Education Today, 2021, Т. 11, № 6, С. 161–178
УДК: 
372.881.1: 811.111.2

Анализ использования аутентичных текстов медиасферы в целях профессиональной подготовки студентов-международников

Меркиш Н. Е. 1 (Москва, Россия)
1 МГИМО
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования аутентичных текстов медиасферы в профессиональной иноязычной подготовке студентов-международников. Цель статьи – выявить основные преимущества и спорные моменты использования иноязычных медиатекстов, предложить пошаговый алгоритм анализа данных текстов, а также рекомендации, направленные на нейтрализацию их влияния на студентов.
Методология. Эмпирическое исследование проводилось в течение двух лет. В нем приняли участие студенты девяти учебных групп (всего 79 студентов), изучающие немецкий как второй иностранный язык на продвинутом этапе в МГИМО МИД России. При проведении исследования использовались следующие методы: метод анализа научно-теоретических источников по методике преподавания иностранных языков, лингвистике и психологии, метод анализа аутентичных учебных материалов, отобранных в целях обучения, метод опроса и анкетирования студентов, метод анализа эмпирического опыта и его систематизации.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования процесса профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, построенного на основе аутентичных медиатекстов. Выявлены преимущества их применения: тексты иноязычных СМИ доступны, актуальны, разнообразны по стилевым и жанровым характеристикам, являются источником культурологической и профессионально-релевантной информации. Их имплементация положительно сказывается на развитии всех аспектов языка и видов речевой деятельности, влияет на развитие вербальной и невербальной речи, повышает мотивацию. К негативным моментам отнесены следующие: иноязычные тексты зачастую имеют идеологическую направленность, способны влиять на мнение реципиента, его сознание и подсознание, манипулировать представлениями студентов о событиях и явлениях окружающей действительности.
Предложенный алгоритм анализа текста СМИ включает следующие этапы: оценка массмедиа, анализ тематики текста, рассмотрение исторического периода его написания, выявление основных реалий, гипотез и аргументации автора, идеологизированных структур. Заключительными этапами являются сопоставление источника с текстами на иностранном или родном языке, выстраивание личностной позиции, овладение лексико-грамматическими средствами выражения мысли.
Заключение. В результате проведенного исследования с целью использования преимуществ и нивелировки негативного влияния были предложены рекомендации и разработан алгоритм анализа медиатекста. Реализация данного алгоритма позволяет студентам сохранить культурную идентичность и, благодаря полученным знаниям, подготовиться к ведению профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: 

аутентичный текст; иноязычная медиасфера; изучение немецкого языка; изучение культуры Германии; профессиональная подготовка студентов-международников.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:47447643

Библиографическая ссылка:
Меркиш Н. Е. Анализ использования аутентичных текстов медиасферы в целях профессиональной подготовки студентов-международников // Science for Education Today. – 2021. – № 6. – С. 161–178. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.09
Список литературы: 
  1. Belyaeva I. G. The Technical Transformation of the Literary Epigraph // Technology and Language. – 2021. – Vol. 2 (1). – P. 122–133. DOI: https:// doi.org/10.48417/technolang.2021.01.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45596186
  2. Boyko M. V., Guseva L. V., Kim O. M., Pronina N. S., Shamov A. N. Foreign Language as Intellectual Resource and Value in Modern Conditions in Professional Activity of Manager // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2020. – Vol. 129 LNNS. – P. 776–781. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_82 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43296679
  3. Eisenberg B. Online Resources on Verbal Humour [Online-Ressourcen zur Sprachkomik] // Zeitschrift fur Germanistische Linguistik. – 2020. – Vol. 48 (2). – P. 432–439. DOI: https://doi.org/10.1515/zgl-2020-2008
  4. Eitel A., Dersch A.-S., Renkl A. Pre-Service teachers’ knowledge and misconceptions of learning with multimedia [Wissenschaftliche Annahmen und Fehlkonzepte angehender Lehrkräfte über das Lernen mit Multimedia] // Unterrichtswissenschaft. – 2019. – Vol. 47 (4). – P. 451–474. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-019-00049-4
  5. Faubl N., Pótó Z., Marek E., Birkás B., Füzesi Z., Németh T. Accepting cultural differences in the integration of foreign medical students [Kulturális különbözőségek elfogadása a külföldi orvostanhallgatók beilleszkedésében] // Orvosi Hetilap. – 2021. – Vol. 162 (25). – P. 978–987. DOI: https://doi.org/10.1556/650.2021.32104
  6. Festl R. Social media literacy among adolescents - The role of knowledge, motivation and abilities for a socially competent behavior online [Soziale Medienkompetenz von Jugendlichen - Zur Rolle von Wissen, Motivation und Fähigkeiten für ein sozial kompetentes Handeln online] // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2021. – Vol. 68 (1). – P. 58–73. DOI: http://dx.doi.org/10.2378/peu2021.art04d
  7. Gronostay D. To argue or not to argue? The role of personality traits, argumentativeness, epistemological beliefs and assigned positions for students’ participation in controversial political classroom discussions [Wer diskutiert mit? Die Bedeutung von Persönlichkeitsmerkmalen, Argumentierfreude, epistemologischen Überzeugungen und zugewiesenen Diskussionspositionen für die Beteiligung an kontroversen politischen Unterrichtsdiskussionen] // Unterrichtswissenschaft. – 2019. – Vol. 47 (1). – P. 117–135. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-018-00033-4
  8. Guntersdorfer I. R. From the multilingual to the intercultural in the current German political, academic and pedagogical discourse // Journal of Multicultural Discourses. – 2019. – Vol. 14 (1).  – P. 61–77. DOI: https://doi.org/10.1080/17447143.2019.1592176
  9. Kempert S., Schalk L., Saalbach H. Language as tool for learning: A review of the communicative and cognitive functions of language and its relevance for academic learning [Sprache als Werkzeug des Lernens: Ein Überblick zu den kommunikativen und kognitiven Funktionen der Sprache und deren Bedeutung für den fachlichen Wissenserwerb] // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2019. – Vol. 66 (3). – P. 176–195. DOI: https://doi.org/10.2378/PEU2018.art19d 
  10. Khonamri F., Azizi M., Kralik R. Using interactive e-based flipped learning to enhance EFL literature students’ critical reading // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 25–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.02
  11. Klinger T., Usanova I., Gogolin I. The development of receptive and productive written language skills in German [Entwicklung rezeptiver und produktiver schriftsprachlicher Fähigkeiten im Deutschen] // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. – 2019. – Vol. 22 (1). – P. 75–103. DOI: https://doi.org/10.1007/s11618-018-00862-0
  12. Kytina V., Kharlamova M., Bartosh D. Criteria for authentic text in accordance with modern trends in the development of society and education // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol. 29 (6). – P. 162–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45465590
  13. Lewalter D., Walper S. Kompetenzen und Materialien für digitales Lernen und online-Kommunikation // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2021. – Vol. 68 (1). – P. 23–41. DOI: https://doi.org/10.2378/PEU2021.ART01D
  14. Mukhamadiarova A. F., Caserta L. F., Kulkova M. A., Reuter K. Use of Corpus Technologies for the Development of Lexical Skills // Journal of Research in Applied Linguistics. – 2020. – Vol.  11.  – P. 449–456. DOI: https://doi.org/10.22055/rals.2020.16345 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46746107
  15. Mulyono H., Suryoputro G. The use of social media platform to promote authentic learning environment in higher education setting // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 2. – С.  105–123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.07
  16. Polushkina T. A., Tareva E. G. Developing L2 prosodic competence online: Implications of the emergency remote teaching // XLinguae. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 38–48. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2021.14.01.03
  17. Samorodova E. A., Belyaeva I. G., Bakaeva S. A. Analysis of communicative methods effectiveness in teaching foreign languages during the coronavirus epidemic: Distance format // XLinguae. – 2021. – Vol. 14 (1). – P. 131–140. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2021.14.01.11
  18. Senkbeil M., Ihme J. M., Schöber C. Dissemination of media literacy at school in a digital world: Are teacher candidates digitally competent? [Schulische Medienkompetenzförderung in einer digitalen Welt: Über welche digitalen Kompetenzen verfügen angehende Lehrkräfte?] // Psychologie in Erziehung und Unterricht. – 2021. – Vol. 68 (1). DOI: http://dx.doi.org/10.2378/peu2020.art12d
  19. Shamov A. N., Guseva L. V. The role of evaluation tools kit in recording of foreign language learning results // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2018. – Vol. 677. – P. 203–209. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_25 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31080592
  20. Sondershaus E. Language as a sociocultural instrument of power: Characteristics of foreign students' identity construction exemplarily identified using the concept of selbstnarration [Sprache als soziokulturelles Machtinstrument: Exemplarische Bestimmung von Merkmalen der Identitätskonstruktion bei Foreign Students mithilfe des Konzeptes der Selbstnarration] // Zeitschrift fur Dialektologie und Linguistik. – 2021. – Vol. 88 (1–2). – P. 143–160. DOI: https://doi.org/10.25162/ZDL-2021-0007
  21. Stojić A., Košuta N. Collocations in L2 written text production [Kollokationen in der fremdsprachigen textproduktion – Am beispiel des sprachenpaares kroatisch-deutsch] // Fluminensia. – 2020. – Vol. 32 (2). – P. 7–31. DOI: https://doi.org/10.31820/F.32.2.4
  22. Sysoyev P. V., Zavyalov V. V. Teaching English as a foreign language to law students based on content and language integrated learning approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2019. – Vol. 907. – P. 237–244. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_26 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36858603
  23. Voss T., Wittwer J. Teaching in times of corona: a look at the challenges from the perspective of research on learning and instruction [Unterricht in Zeiten von Corona: Ein Blick auf die Herausforderungen aus der Sicht von Unterrichts- und Instruktionsforschung] // Unterrichtswissenschaft. – 2020. – Vol. 48 (4). – P. 601–627. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-020-00088-2
  24. Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 40–51. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1906.03 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586632
  25. Евтеев С. В., Латышев Л. К. К проблеме переводимости: культурная непереводимость // Филология и культура. – 2018. – № 1. – С. 70–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32791857
  26. Игнатова Е. М., Пивоварова Е. В. Реферативный перевод как составляющая процесса профессиональной двуязычной коммуникации // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6. – С. 580–583. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44536582
  27. Коломыцева О. Н., Стативка А. М., Шуцзинь Д., Стативка В. И. Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения // Science for Education Today. – 2021.  – Т. 11., № 2. – С. 102–121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45741071
  28. Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5, № 1. – С. 41–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42503628
  29. Махмутова Е. Н., Чуганская А. А., Воевода Е. В. Специфика факторной структуры межкультурной компетентности студентов международного профиля в гендерном аспекте // Российский психологический журнал. – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 60–75. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2020.3.5 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44156132
  30. Мосунова Л. А., Динер Е. В., Булдакова Ю. В. Психолого-педагогические принципы развития речевой культуры студента в процессе создания медиатекстов // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 7–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.01 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191461
  31. Мюллер Ю. Э. Принципы организации смешанного курса по немецкому языку как иностранному на платформе moodle // Научный диалог. – 2018. – № 4. – С. 340–352. DOI: http://dx.doi.org/10.24224/2227-1295-2018-4-340-352 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32839150
  32. Сафонова В. В. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – № 1. – С. 38–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37084857
  33. Северова Н. Ю., Мюллер Ю. Э. Дидактические возможности цифровых ресурсов в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 7. – С. 38–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43461588
  34. Чернышова Н. А., Романова О. А. Связь использования обучающимися ресурсов современной информационной образовательной среды с их академическими результатами // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 162–180. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.09 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44478887
  35. Чигашева М. А., Елизарьева М. А., Ларина Т. С. Национально-культурная специфика политического языка лидеров блока ХДС/ХСС // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 4. – С. 152–165. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.11  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43144454
  36. Яковлева Т. А. Изучение иностранного языка в тандеме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 10–2. – С. 86–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22451708
Дата публикации 31.12.2021